Сложно представить, что жизненный путь одного из главных романтиков русской литературы Александра Степановича Гриневского (Грина) (1880-1932) состоял из неудач и страданий. На своём пути ему пришлось прочувствовать на себе все тяготы жизни: неуч, отчисленный из училища за неподобающие стихи; сын, изгнанный из дома отцом по причине ссор с мачехой; матрос, списанный на берег из-за споров с капитаном; дезертировавший из армии солдат; непризнанный «большими» коллегами писатель, которого отказывались печатать; пьяница, пытающийся выпивкой заглушить душевную боль.
Кажется, что, пытаясь убежать от гнетущей реальности, Грин создал свой вымышленный мир, где никто никогда не причинит боль, где душа наконец обретёт покой. Один случай доказывает это. Беседуя с литературоведом Эдгаром Арнольди, Александр описал дорогу из одного города в другой (вымышленные, конечно же), сделал он это невероятно подробно, со всеми поворотами и ориентирами. Собеседник уж было подумал, что Грин сочиняет на ходу, поэтому, спросив об этом маршруте при следующей встрече, был удивлён, получив идентичный ответ. Сам Грин говорил: «Писатель-бытовик имеет право на ошибку в описании, а я не могу себе этого позволить, поскольку фантазия требует логики и строгости».
Таким образом появилась Гринландия. Впервые этот термин ввел советский литературный критик Корнелий Зелинский, когда писал предисловие к сборнику рассказов Грина «Фантастические новеллы».Пожалуй, выдуманный мир произведений Александра Грина можно сравнить с прекрасным цветком, сумевшим вырасти в суровых условиях.
Как хорошо, что и по сей день мы можем наслаждаться его ароматом.
- Журналист: София Осадчева