«Прямой эфир: намного сложнее, чем кажется»

Новости
Вид
  • Еще меньше Маленький Средний Большой Еще больше
  • По умолчанию Helvetica Segoe Georgia Times

Прямой эфир сейчас – довольно привычное явление на телевидении. Многие телешоу, новостные программы проводятся в прямом эфире. Но мы видим лишь «картинку». И мало кто знает, что происходит за ней и до нее.

Для того, чтобы какое-либо шоу вышло в эфир, многочисленная команда трудится в среднем несколько дней. Я об этом знаю не понаслышке. Прошедший выездной семинар ОДТВ был посвящен Телевизионным программам, и мы создавали свое собственное шоу.

Первый этап – разработка концепции. «Мы хотим снять игровое шоу», - прозвучала фраза. Начинается изучение данного формата для понимания, что обязательно должно быть в игровом шоу и как его снимать. Команда собралась, обсудила имеющуюся информацию, провела «мозговой штурм». Итак, мы поняли: во-первых, должны быть ведущий и гости; во-вторых, начать стоит с викторины или квиза, а завершить чем-то более динамичным.

Второй этап – предпродакшен. Драматурги пишут сценарий – скелет, на котором будет все держаться. Остальная команда тоже не тратит время впустую. Продюсер распределяет «роли»: операторы, фотограф бэкстейджа, дизайнер, менеджер площадки, ведущий, гости. Дизайнер обустраивает съемочную площадку, операторы продумывают расстановку техники и разрабатывают раскадровку, фотограф уже снимает бэкстейдж, менеджер площадки составляет систему знаков для зрителей (смеяться, хлопать и т.п.). Миллион правок в сценарии, перестановок на площадке, выброшенных раскадровок. И вот предпродакшен близится к концу.

Сценарий наконец готов! Работа забурлила еще активнее: ведущий учит текст, репетирует; операторы настраивают технику; дизайнер заканчивает со съемочной площадкой и нарядами; менеджер площадки репетирует вместе со зрителями. Все настолько увлечены работой, что не замечают, как летит время. В какой-то момент раздается голос режиссера: «Ребята, время вышло! Сейчас будет эфир». Что чувствует команда в этот момент? Страх или облегчение? Сложно сказать. Скорее предвкушение, ведь сейчас начнется самая сложная и «жаркая» часть.

Третий этап – продакшен. Гробовая тишина на площадке, ведущий смотрит в камеру, менеджер площадки готовится знаком сообщить ведущему о начале эфира. Режиссер и продюсер сидят в другой комнате, забитой оборудованием. «Камера, мотор!», - звучит голос продюсера в наушниках съемочной группы. Три руки одновременно нажимают на кнопку записи. «Прямой эфир через 10, 9, 8, 7, …», - команда напряженно слушает отсчет. «3, 2, 1. Мы в эфире!» - менеджер площади дает знак ведущему. «Добрый день! Это игровое шоу «Борьба поколений»!» - дело за ведущим, он всеми силами старается привлечь внимание зрителя, заинтересовать его. «Герман, возьми покрупнее», - в это время режиссер следит за «картинкой». «Майя, пора переходить к следующему блоку», - продюсер контролирует тайминг программы, давая команды менеджеру площадки. В напряженной работе без права на ошибку проходит время эфира. «Конец эфира через 3, 2, 1. Камера, стоп!» - и еще секунда тишины. «Неужели мы сделали это?» - промелькнуло у всех в голове. Режиссер и продюсер выходят к съемочной группе, чтобы поддержать ее. Мы обнимаемся, делимся эмоциями и идем отдыхать.

Четвертый этап – постпродакшен. Дело осталось за малым: обработать бэкстейдж, смонтировать прямой эфир, разобрать технику и съемочную площадку. Ребята, выдохнув после нескольких дней стресса и нервов, находят успокоение в такой простой, «механической» работе.

Ну вот и все. Прямой эфир на экранах. Зрители смотрят наше творение, и мы с трепетом ждем их реакцию, даже не надеясь, что они задумаются о том, насколько много работы было проделано.

Но надеюсь, эта статья изменит ваше отношение к прямым эфирам и работе съемочной команды в целом. А для вас работало ОДТВ, развивайтесь вместе с нами.

Журналист: Варвара Морозова