Популярные материалы

Фотограф: Анастасия Филимонова

23 ноября в музее МХАТ прошло открытие выставки "Синяя птица" к юбилею бельгийского драматурга, писателя и лауреата Нобелевской премии по литературе – Мориса Метерлинка.

Синяя птица – один из самых популярных образов в русской литературе, олицетворяющий счастье и благополучие. Появился этот волшебный персонаж в 1905 году в одноименной пьесе Мориса Метерлинка.
Впервые она была поставлена в 1908 году в Московском художественном театре.

«Синяя птица» – это трогательная философская сказка, посвящённая вечному поиску человеком символа счастья. За свою долгую историю пьеса пережила несколько редакций. Уже к концу 1990-х она была сыграна более чем 4 500 раз.

В самом начале выставки организаторы рассказали о ключевых фигурах, работающих над постановкой «Синяя птица»: о театральном режиссёре, первом народном артисте, об одном из основателей МХАТа – Константине Станиславском и о Владимире Егорове – русском и советском художнике театра и кино.

На самой выставке были представлены различные фотографии, первые костюмы, эскизы Егорова, макеты декораций Станиславского. Многие работы, как и помещение, где проходила выставка, были выдержаны в синих тонах, а на потолке висели бумажные птички, созданные студентами школы-студии МХАТ.

В истории МХАТа «Синяя птица» занимает особое место. Выставка предлагает окунуться в магическую атмосферу Художественного театра того времени.

Журналист: Александра Львова

В городе Чаплыгин, Липецкой области, существует весьма интересный памятник. Его композиция представляет собой мальчика, стоящего за решёткой, на вершине которой находиться корона Российской Империи.

Данный памятник посвящен Иоанну VI, единственному императору, который не правил ни дня, и провёл всю свою сознательную жизнь в заточении. И хотя борьба за престол ­­­­– неотъемлемая часть истории любого государства, судьба Иоанна VI является наиболее печальным и одновременно интересным примером в российской истории.

Как же так получилось, что ни в чём неповинный ребёнок стал «тайным узником» Шлиссельбургской крепости? Чтобы в этом разобраться, предлагаю вернуться в тридцатые годы XVIII века.

В 1730 году Верховным тайным советом на царствование в Россию была приглашена Анна Иоанновна, дочь сводного брата Петра I, Иоанна V. По замыслу членов Совета, она должна была править лишь номинально и не принимать каких-либо важных государственных решений самостоятельно. Однако, вскоре после получения власти, новая государыня приняла самодержавие и распустила Совет.

Анна Иоанновна мечтала о том, чтобы династию российской империи продолжил род её отца Иоанна V и хотела непременно найти наследника среди его потомков. Будучи бездетной, она понимала, что её единственная надежда – родная племянница Анна Леопольдовна.

12 августа 1740 года, у принцессы Анны, названной в крещении великой княгиней Анной Леопольдовной, родился сын, получивший имя Иоанн. Именно этот ребёнок был назван принцем-наследником российского престола.

Согласно некоторым историческим источникам, сразу после появления малыша на свет, член Академии Наук Вольфганг Крафт, обратившись к астрологии, предсказал несчастливую судьбу новорожденному наследнику. Однако даже звёзды не могли предвидеть насколько печальной будет история жизни Иоанна VI.

Прежде чем малютке исполнилось два месяца, государыня Анна Иоанновна серьёзно занемогла и спустя пару недель скончалась, подписав перед смертью манифест, согласно которому Иоанн VI провозглашался наследником престола.

Однако в конце ноября 1741 года, совершив дворцовый переворот, на престол взошла Елизавета Петровна, дочь Петра I.

Сразу после того как Елизавета Петровна провозгласила себя законной императрицей, она предложила матери Иаонна VI, Анне Леопольдовне, отказаться от сына и «короны русской». Получив отказ, Елизавета обрекла Анну и её семью на вечное заключение.

Место заключения их менялось несколько раз. Сначала содержались они в Рижской крепости, потом в Динамюнде, оттуда перевезены были в Раниенбург.

Здесь принц Иоанн Антонович был навсегда разлучен с родственниками: его отвезли в Шлиссельбургскую крепость, их – в небольшой городок Архангельской губернии Холмогоры, где и скончалась Анна Леопольдовна. Супруг и дети ее провели в этом городке еще более тридцати лет.

Оторванный от родных и близких, Иоанн VI жил в заточении, где, предположительно, был убит в шестидесятых годах XVIII века. Ему было запрещено общаться с кем-либо, изучать письменность, читать. Однако, согласно некоторым историческим источникам, он был обучен письму, умел общаться «на крайне образованном языке» и до последних своих дней называл себя Иоанном VI Императором российским.

 

Источник фотографии

Журналист: Лана Слюсаренко

Сложно представить, что жизненный путь одного из главных романтиков русской литературы Александра Степановича Гриневского (Грина) (1880-1932) состоял из неудач и страданий. На своём пути ему пришлось прочувствовать на себе все тяготы жизни: неуч, отчисленный из училища за неподобающие стихи; сын, изгнанный из дома отцом по причине ссор с мачехой; матрос, списанный на берег из-за споров с капитаном; дезертировавший из армии солдат; непризнанный «большими» коллегами писатель, которого отказывались печатать; пьяница, пытающийся выпивкой заглушить душевную боль.

Кажется, что, пытаясь убежать от гнетущей реальности, Грин создал свой вымышленный мир, где никто никогда не причинит боль, где душа наконец обретёт покой. Один случай доказывает это. Беседуя с литературоведом Эдгаром Арнольди, Александр описал дорогу из одного города в другой (вымышленные, конечно же), сделал он это невероятно подробно, со всеми поворотами и ориентирами. Собеседник уж было подумал, что Грин сочиняет на ходу, поэтому, спросив об этом маршруте при следующей встрече, был удивлён, получив идентичный ответ. Сам Грин говорил: «Писатель-бытовик имеет право на ошибку в описании, а я не могу себе этого позволить, поскольку фантазия требует логики и строгости».


Таким образом появилась Гринландия. Впервые этот термин ввел советский литературный критик Корнелий Зелинский, когда писал предисловие к сборнику рассказов Грина «Фантастические новеллы».

Пожалуй, выдуманный мир произведений Александра Грина можно сравнить с прекрасным цветком, сумевшим вырасти в суровых условиях.
Как хорошо, что и по сей день мы можем наслаждаться его ароматом.

 

Источник фотографии

Журналист: София Осадчева

Фотограф: Анна Братчикова

Какая у вас мечта? Что первое пришло вам в голову? Уже некоторое время я мечтала о поездке в Петербург с близкими мне людьми. Как-то жарким летом мне удалось воплотить эту маленькую мечту и отправиться в Питер с ОДТВ.

Все началось с восьмичасовой поездки на машине, которая сопровождалась играми, разговорами, шутками, сном. В общем, не заскучаешь. Периодически мы останавливались, чтобы отдохнуть. В одну из таких остановок мы посетили ПРОдвижение – детский творческий лагерь и по совместительству наш давний партнер, у которого был юбилей(15 лет, представляете?!). Мы немного погостили у них, пообщались, поздравили и поехали дальше.

В северной столице наступал вечер, но небо было совсем светлое. Заканчивался сезон белых ночей. Для меня, человека, который был в Санкт-Петербурге только однажды, в феврале, это было неожиданно и безумно красиво.

Хоть стемнело бы еще не скоро, мы все же решили не терять времени и посетить поющие фонтаны, где сняли короткий ролик и выложили в социальные сети ОДТВ. И как же красиво блестели капли воды на закате! Потом мы гуляли по набережной, фотографировались и снимали видео, отдыхали и вдохновлялись.

Следующий день начался с домашних блинчиков. Да, вот так уютно мы проводили время вместе. Нам нужно было хорошенько подкрепиться перед целым днем, состоящим из прогулок и поездок. После питательного завтрака мы поехали в Кронштадт – город-порт, в котором находился невероятной красоты храм. Его-то мы и хотели посетить. Морской собор святителя Николая Чудотворца оказался больше и величественнее любого храма, который я когда-либо видела. Причем прекрасен он был как снаружи, так и внутри. Однако словами этого не передать, нужно самому все увидеть.

К сожалению, дождь нарушил наши планы, и мы были вынуждены покинуть это райское место. Следующий пункт назначения – Музей фортов Кронштадта. Честно говоря, я не хотела туда идти. Ну, знаете, музей, скукотища и всё такое. Но он превзошел все мои ожидания: было очень интересно узнать об истории и судьбе крупнейших крепостей, построенных прямо на воде, а также увидеть их детальные макеты. Правда кое-что мешало мне наслаждаться музеем. Мой желудок настойчиво твердил мне: «Варя, я хочу есть!».

Его зов был услышан: сразу после музея мы поехали в ресторан с довольно интересным оформлением в виде Чердака. Но самое приятное, как мне показалось, было то, насколько уютно там было. Мы ели и общались несколько часов. Собственно, ради последнего я и поехала в Питер с ОДТВ. Я лучше узнала свою начальницу, куратора ОДТВ и познакомилась с талантливым и интересным оператором. Это было невероятно круто, но далеко не конец: ни поездки, ни дня.

Мне еще предстояло впервые увидеть развод мостов. На самом деле, у меня не было никаких ожиданий, но абсолютно все убеждали меня, что это невообразимое зрелище. «Что ж, посмотрим», - говорила я. И что вы думаете? Это было невообразимо! Огромные, многотонные мосты поднимались чуть ли не перпендикулярно воде. А свет фонарей, которые, казалось, упадут и разобьются, отражался в широкой и полноводной Неве. Что ж, это нужно увидеть каждому хотя бы раз в жизни!

Приехав домой, мы долго не могли заснуть: всё обсуждали прошедший день. Но следующий был не менее интересным и насыщенным. Аня (та начальница, о которой я говорила выше) уговорила нас посетить одну выставку, точнее арт-пространство. Перед входом было написано: «Выберите путь: ОТВЕРГНУТЬ ИЗМЕНЕНИЯ / ПРИНЯТЬ ИЗМЕНЕНИЯ». Мысленно я нажала вторую кнопку, мне вообще казалось, что начался какой-то квест. Так оно и было – квест по осознанию себя. В каждой комнате, отличавшейся от другой индивидуальным освещением и музыкой, было много людей. Кто-то просто наслаждался красотой, кто-то расслаблялся, а кто-то искал и находил во всем смысл и ответы.

Первая комната – блуждающие лучи, которые то светят на тебя, то уходят, то погасают. Как смысл жизни, люди, слава. И ты бегаешь за этими лучами, ища что-то, но не понимая что.

Вторая комната – красные лазеры. Страх, непонимание, вопросы. Этот мир огромен и жесток, если ты не понимаешь, чего хочешь. А чего я хочу? В голове возникает ответ на этот вопрос. Время идти дальше.

Третья комната – фиолетовые лазеры и свет, зеркала, темнота. Вот он, бескрайний мир, многогранный и непонятный. В нем тебе предстоит найти себя. Ты смотришь в зеркало. Кого ты там видишь? Кто ты? Ответь на эти вопросы и иди дальше.

Четвертая комната – что-то непонятное. Я увидела в этой инсталляции импровизированные столы. Ты садишься под них как ребенок, прячешься от своих проблем. Чего ты боишься? От чего прячешься? Снова вопросы и ответы, поиск себя.

Выход. Ты идешь через все предыдущие комнаты, вспоминаешь себя до арт-пространства и не узнаешь. Всего пара часов и множество вопросов изменили тебя до неузнаваемости. «Не зря я сюда пошла», - всплыло в голове.

Честно говоря, не помню, как прошел остаток дня. Помню дождь, прогулки, еду, разговоры и постоянные мысли в голове.

И вот настал последний день в Питере, мы поехали в Петергоф. Огромная территория, сады, дворцы, множество фонтанов, статуй – одним словом – красота. Андрей Андреевич (куратор ОДТВ) рассказывал нам много всего интересного про Петергоф, его историю. Мы с Аней решили побегать практически под всеми фонтанами и сделать миллион видео и фото. В общем, было весело и одновременно грустно. Мы все понимали, что наше увлекательное путешествие подходит к концу.

Я в последний раз кинула взгляд на Петергоф и, мысленно попрощавшись, села в машину. Путь обратно в Москву отличался от пути в Питер: вместо шума и веселья в машине царила тишина: все спали, читали книги, отдыхали.

Поездка выдалась нелегкая, мы все очень устали, но воспоминаний осталось выше крыши. Что же такое Питер с ОДТВ? Исполнившаяся мечта и отдельная история, изменившая как минимум мою жизнь.

Отдельное спасибо Андрею Андреевичу, Ане и Андрею за прекрасные воспоминания.

Журналист: Варвара Морозова

Илья Репин – живописец и иконописец второй половины 19 века, работы которого заказывал сам император Александр III. Он написал бесчисленное множество известнейших картин: «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы», а также портреты Мусоргского, Толстого, Тургенева, Шишкина, Фета и многих других.

Талантом великого художника восхищаются и по сей день. Но сегодня, в честь его дня рождения, мы хотим обратить ваше внимание на «причуды» Ильи Репина.

  1. Вегетарианство

В 19 веке оно не было распространено. Весь высший свет, в который входил Репин, был обществом гурманов: оно любило хорошую дичь, алкоголь и табак. Репин же, женившись на второй супруге Вере Алексеевне, стал питаться только овощами и травами, избегать курения и выпивки. Несмотря на это, дом Репиных всегда был полон гостей. Правда они проносили с собой мясо и, прячась, съедали его в своих комнатах.

 

  1. Окна настежь даже зимой

Однажды Илья Ефимович повстречал врача, который порекомендовал ему спать на свежем воздухе. С тех пор художник даже зимой любил ночевать на балконе в спальном мешке. А в доме всегда были открыты окна и даже существовали «холодные комнаты». Вот что говорила по этому поводу дочь Репина: «В холодной спали и папа, и мама, и наутро у папы замерзали усы, а снежок сыпался в окно прямо нам на лица».

 

  1. «Не ждите прислугу, её нет»

В доме Репиных не было постоянной прислуги. Она приходила в определенные дни, могла обедать с хозяевами за одним столом (что было неслыханно, впрочем, как и все остальное) и брать выходные. По всему дому были развешаны специальные таблички: «Не ждите прислугу, её нет», «Снимайте пальто и калоши сами!», «Открывайте дверь в столовую сами!» и тому подобное. Гостей обслуживали лично хозяева, или им приходилось справляться самим.  

 

  1. Одной левой

Художник был правшой, но от постоянных нагрузок его правая рука начала слабеть. Тогда Илья Ефимович научился писать левой рукой, а также разработал специальную палитру, которую не надо было держать – она цеплялась специальными ремнями к талии.

 

Вот таким простым человеком был Илья Ефимович Репин. Кажется, будто для счастья ему был необходим только мольберт да краски.

 

Источник фотографии

Журналист: Варвара Морозова

Будущий великий живописец, написавший более 6000 картин и прославившийся невероятно точными пейзажами моря, родился в небогатой семье армянского купца в Феодосии, Крым. Ивану Айвазовскому с ранних лет улыбалась удача: его талант к живописи заметили еще в детстве. Феодосийский градоначальник Александр Казначеев помог Ивану поступить в уездное училище в родном городе, а позже и в симферопольскую гимназию.

В Симферополе юный Айвазовский быстро прославился, о нем узнала Наталья Нарышкина, жена таврического губернатора, и устроила его в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Иван не только учился за казенный счет, но и поступил в Академию, не достигнув нужного возраста (14 лет).

Вскоре после поступления Айвазовского, в Академию по приглашению императора прибыл французский художник-маринист Филипп Таннер. Юноше же выпала честь стать его учеником. Правда учеба эта была не очень приятной. Француз только сгружал на Ивана кучу черной работы и не давал ему должного образования. Однако молодой художник все-таки находил время для творчества и даже представил свои работы на Академической выставке. Кстати, его наградили серебряной медалью за одну из работ.

Талантом Айвазовского, казалось бы, восхищались все, кроме его учителя. Ученик превзошел Таннера на выставке. Но не только это злило француза: Иван представил свои работы без одобрения учителя, как было положено. В итоге Филипп Таннер пожаловался на Айвазовского императору и юноша впал в немилость государя. Его карьера оказалась под угрозой.

И тут снова вмешались неравнодушные к таланту Айвазовского - Крылов, Жуковский и президент Академии Оленин: они сумели привлечь на сторону юноши художника и по совместительству учителя детей императора Александра Зауервейда. Тот смог убедить Николая I в таланте Айвазовского.

После этого удача не отворачивалась от живописца: он поехал с императорским сыном в путешествие по Балтике, получил Большую золотую медаль Академии, выиграл поездку по Крыму, прославился в Европе, был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника, стабилизировал свое финансовое положение и смог беспрепятственно путешествовать и писать.

Как же ответить на вопрос «Удачливый или талантливый», решать вам. Но формула успеха такова: 80% таланта и работы + 20% удачи = УСПЕХ.

 

Источник фотографии 

Журналист: Варвара Морозова
Advertisement
Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку, чтобы получать уведомления о новой информации