Для того чтобы создать интересную и запоминающуюся картинку, операторы и режиссеры прибегают к различным техникам и приемам. Каждый человек когда-либо пользовался базовыми операторскими приемами (может быть, даже не подозревая об этом): панорама, наезд, отъезд, статика... Но сегодня мы поговорим о необычных операторских приемах в кино.
1. Голландский уголОператор поворачивает камеру по горизонтали и показывает зрителю мир в искаженной перспективе. Это одна из самых любимых техник в кино. Ее можно использовать в экшен-сценах, драмах или даже комедиях. Обычно такой прием говорит зрителю о надвигающейся угрозе или сильных эмоциях и чувствах.
2. SnorriCamSnorriCam – камера, которую прикрепляют к телу актера (ее также называют «грудной камерой»). С помощью этой техники создается иллюзия статичного актера и движущегося окружающего мира. Операторы любят использовать SnorriCam в сценах с тяжелой физической или эмоциональной нагрузкой. Однако на такие сцены некомфортно долго смотреть, так как актер находится слишком близко к камере и попросту нарушает личное пространство зрителя.
3. Разрушение четвертой стеныГрубо говоря, это стена, за которой сидит зритель и смотрит кино. Обычно актеры не смотрят в сторону камеры, но иногда это правило нарушается для исполнения определенной авторской задумки. Часто этот прием используется в комедиях, когда актер поворачивается к камере и шутит вместе со зрителями. Также эта техника служит для сближения главного героя со зрителями и передачи его переживаний.
4. DollyZoom (транстрав)На самом деле, это довольно простая техника: камера и объектив движутся в противоположных направлениях. Но, несмотря на простоту, этот прием довольно востребован. Его можно использовать, чтобы показать головокружение, приближение врага, тревогу героя или даже разрушение внутреннего мира персонажа. А сцены, в которых используется DollyZoom, врезаются зрителю в память своей эффектностью.
5. Зональные линзыЭто специальные линзы, позволяющие камере фокусироваться как на переднем, так и на заднем плане. Правда у них есть существенный недочет: актеры не должны двигаться, иначе фокус «уйдет». Из-за этого зональные линзы используются нечасто, но с их помощью создается особенная картинка: обнаруживается конфликт, угроза, переживания, а также динамика, так как зритель может следить сразу за всеми героями.
Различные техники и приемы изобретаются постоянно. Кино эволюционирует. И, кто знает, может быть, прямо сейчас на свет появился новый невероятный операторский прием.
- Журналист: Варвара Морозова