Фильмы

Говорят, в жизни он был не самым улыбчивым человеком. Много хмурился и почти всегда выглядел серьёзным. Возможно сказалось фронтовое прошлое. У него было ранение в ногу, которую хотели ампутировать. Тем не менее, он создавал потрясающие комедии «на века». Нет ни одного человека в нашей стране, которого бы не смогли рассмешить его знаменитые фильмы

Родился Леонид Иович Гайдай 30 января 1923 года, в Амурской области, однако детство и юность провёл в Иркутске. Там, 18 июня 1941 года, он закончил школу, а уже через несколько дней пошел записываться на фронт, куда его не взяли из-за возраста. Тогда Леонид устроился работать в театр, эвакуированный в Иркутск. Спустя год Гайдая призвали в армию и отправили служить в Монголию. Уже оттуда он попал на Калининский фронт, в пешею разведку.

Леонид Гайдай очень ответственно подходил к съёмкам и всегда хотел добиться наибольшей естественности. Так, на съёмках знаменитой сцены банкета в «Иване Васильевиче» все продукты были натуральными и свежеприготовленными: осетра запечённые, «икра чёрная, красная да заморская икра, баклажанная». И никаких декораций из картона. 

Знаменитые фразы: «Я требую продолжения банкета!», «Наши люди в булочную на такси не ездят», «Эх, красота-то какая, лепота!» и многие другие, ставшие крылатыми, были услышаны им от других людей.

Однажды в его часть приехал военком и стал задавать вопросы: «Кто в артиллерию?», «Кто на флот?»…  Леонид на всё отвечал: «Я». Тогда военком крикнул: «Да подождите вы, Гайдай, дайте огласить весь список!», так и появилась модифицированная фраза «Огласите весь список, пожалуйста!».

Не менее знаменита и музыка в его фильмах: «Песенка о медведях», «Остров невезения», «Песенка про зайцев», «Помоги мне».

А каких великолепных актёров он подбирал для своих фильмов, классиков отечественного кинематографа: Миронов, Папанов, Никулин, Вицин, Моргунов, Яковлев, Куравлёв, Пуговкин, Этуш, Мордюкова…

Фильмы Леонида Гайдая:

1956 – «Долгий путь»;

1960 – «Трижды воскресший»;

1962 – «Деловые люди»;

1965 – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»;

1966 – «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»;

1968 – «Бриллиантовая рука»;

1971 – «12 стульев»;

1973 – «Иван Васильевич меняет профессию»;

1975 – «Не может быть!»;

1977 – «Инкогнито из Петербурга»;

1980 – «За спичками»;

1982 – «Спортлото-82»;

1985 – «Опасно для жизни!»;

1989 – «Частный детектив, или операция “Кооперация”»;

1992 – «На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон-Бич опять идут дожди».

Леонид Гайдай умер в ноябре 1993 года, у него оторвался тромб. Его фильмы навсегда вошли в историю кино.

Журналист: Михаил Романенко

Андрей Александрович Миронов – советский актёр и народный артист РСФСР. Коренной москвич родился 8 марта 1941 года в семье известных актёров Марии Владимировны Мироновой и Александра Семёновича Менакера. 


По окончании школы Андрей Миронов точно знал, что он продолжит актёрскую династию. Он подал документы в Щукинское училище и поступил с первого раза без чьей-либо помощи!

 

Через четыре года Андрей с отличием закончил театральный вуз и устроился в Театр сатиры. Он практически сразу влюбил в себя публику и стал звездой театра. Этому месту Миронов отдал всю свою короткую, но яркую жизнь.

 

Фильмография Андрея началась с картины «Мой младший брат» (1962 г.). Ее считают первой серьезной киноролью артиста. Миронов играл мечтательного баскетболиста Юрия.

 

Затем была комедия «Три плюс два» (1963 г.), до сих пор не утратившая своей актуальности. Здесь актеру досталась роль одного из «дикарей» – ветеринара Романа Любешкина.

 

В фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966 г.) Миронову досталась роль Димы Семицветова, торгующего дефицитом. И хотя роль являлась второстепенной, кинокритики высоко оценить игру актера.

 

Пожалуй, самый известный фильм с участием Андрея Миронова – «Бриллиантовая рука» (1968 г.). Здесь он произвел фурор, самостоятельно исполнив песню «Остров невезения».

 

Отлично сыграл Миронов и в «Обыкновенном чуде» (1978 г.), спев песенку о бабочке и воробушке.

 

Участие в фильмах «Старики-разбойники» (1971 г.) и «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 г.) стало для актёра знаковым: Андрею Миронову присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.

   

Дальше была роль харизматичного авантюриста Остапа Бендера в «Двенадцати стульях» (1976 год), участие в картинах «Будьте моим мужем» (1981 г.) и «Мой друг Иван Лапшин»(1984 г., писатель Ханин).

 

Особенно критики оценили актерскую игру Миронова в последнем фильме. По его фрагментам студентов даже обучают актёрскому мастерству!

 

Жизнь удивительного актёра была короткой. Играя роль на рижской сцене в спектакле «Женитьба Фигаро», актёр упал.

 

Через два дня, в 1987 году, в возрасте 46 лет, он умер. Причиной кончины стало обширное кровоизлияние.

 

«Жизнь — великое благо. И она у человека, как выясняется, очень недлинная. В ней хватает и несчастий, и горя, и драматизма, сложностей, неурядиц. И поэтому надо особенно ценить мгновения счастья и радости — они делают людей добрыми» (А. А. Миронов)

Журналист: София Осадчева

Элем Климов – известный советский режиссер и сценарист. Автор одной из самых известных комедий советского кино «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

Элем Климов родился в 9 июля 1933 года в Сталинграде. Отец Элема был сотрудником Комитета партийного контроля при ЦК КПСС, а мать работала преподавателем физической культуры в школе. В 1941 году Климов должен был пойти в школу, но началась война и его семью отправили в эвакуацию на Урал.

В 1957 году будущий режиссер окончил Московский авиационный институт. Проработав несколько лет инженером-конструктором, Элем понял, что его больше привлекает творчество.

В 1964 году Климов оканчивает ВГИК. Его дипломной работой стала комедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», которая считается лучшей его режиссерской работой.

За свою карьеру он снял шесть полнометражных фильмов:

1964 – «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

1965 – «Похождения зубного врача»

1970 – «Спорт, спорт, спорт»

1974 – «И все-таки я верю…» (документальная лента М. Ромма, завершенная после его смерти другими режиссерами)

1981 – «Прощание»

1985 – «Иди и смотри»

Последний фильм режиссера «Иди и смотри» получил главный приз на четырнадцатом Московском международном кинофестивале. После этого Климов завершил свою карьеру.

Однако в 1986 году он был избран первым секретарем правления Союза кинематографистов. После прихода Элема Климова началась перестройка кино. Он поменял направление, в котором снималось большинство фильмов. Государство больше не имело возможности цензурировать кинокартины. Кроме того, изменилась и оплата труда. В 1988 году Климов покинул пост.

В последние годы режиссер хотел снять несколько картин. Его давней мечтой была экранизация романа Булгакова «Мастер и Маргарита», но она не воплотилась.

Элем Климов умер 26 октября 2003 года от гипоксии мозга. Его похоронили в Москве на Троекуровском кладбище рядом с родителями.

Журналист: Пётр Демидов

Для того чтобы создать интересную и запоминающуюся картинку, операторы и режиссеры прибегают к различным техникам и приемам. Каждый человек когда-либо пользовался базовыми операторскими приемами (может быть, даже не подозревая об этом): панорама, наезд, отъезд, статика... Но сегодня мы поговорим о необычных операторских приемах в кино.


1. Голландский угол

Оператор поворачивает камеру по горизонтали и показывает зрителю мир в искаженной перспективе. Это одна из самых любимых техник в кино. Ее можно использовать в экшен-сценах, драмах или даже комедиях. Обычно такой прием говорит зрителю о надвигающейся угрозе или сильных эмоциях и чувствах.


2. SnorriCam

SnorriCam – камера, которую прикрепляют к телу актера (ее также называют «грудной камерой»). С помощью этой техники создается иллюзия статичного актера и движущегося окружающего мира. Операторы любят использовать SnorriCam в сценах с тяжелой физической или эмоциональной нагрузкой. Однако на такие сцены некомфортно долго смотреть, так как актер находится слишком близко к камере и попросту нарушает личное пространство зрителя.



3. Разрушение четвертой стены

Грубо говоря, это стена, за которой сидит зритель и смотрит кино. Обычно актеры не смотрят в сторону камеры, но иногда это правило нарушается для исполнения определенной авторской задумки. Часто этот прием используется в комедиях, когда актер поворачивается к камере и шутит вместе со зрителями. Также эта техника служит для сближения главного героя со зрителями и передачи его переживаний.



4. DollyZoom (транстрав)

На самом деле, это довольно простая техника: камера и объектив движутся в противоположных направлениях. Но, несмотря на простоту, этот прием довольно востребован. Его можно использовать, чтобы показать головокружение, приближение врага, тревогу героя или даже разрушение внутреннего мира персонажа. А сцены, в которых используется DollyZoom, врезаются зрителю в память своей эффектностью.



5. Зональные линзы

Это специальные линзы, позволяющие камере фокусироваться как на переднем, так и на заднем плане. Правда у них есть существенный недочет: актеры не должны двигаться, иначе фокус «уйдет». Из-за этого зональные линзы используются нечасто, но с их помощью создается особенная картинка: обнаруживается конфликт, угроза, переживания, а также динамика, так как зритель может следить сразу за всеми героями.

Различные техники и приемы изобретаются постоянно. Кино эволюционирует. И, кто знает, может быть, прямо сейчас на свет появился новый невероятный операторский прием.

 

Источник фотографии

Журналист: Варвара Морозова

Сергей Бондарчук – народный артист СССР, обладатель статуэтки «Оскар» за лучший иностранный фильм. Один из тех режиссёров, который мог снимать и сниматься за «железным занавесом».

 

Родился Сергей 25 сентября в 1920 году в селе Белозёрка. Детство еще никому неизвестного мальчишки прошло в Таганроге и Ейске.

 

Родители видели в сыне лишь будущего инженера, но еще в начальной школе Сергей начал посещать театральный кружок. Во втором классе он сыграл свою первую роль в спектакле «Золотая табакерка».

 

В 1937 вышел на сцену Таганрогского драматического театра и выступал там до 1938 года.

 

К окончанию средней школы Сергей твердо решил, что хочет связать свою жизнь с кино. После получения аттестата он поехал в театральное училище в Москве, куда его не приняли. Но парень не отчаялся и поехал поступать в Ростовское театральное училище, которое он не успел закончить. Началась Великая Отечественная война.

 

Сергей Бондарчук служил в Красной Армии с 1942 по 1946 год. Первое время он был актером в театре Красной Армии, который находился в Грозном. Режиссёр участвовал в начальном этапе битвы за Кавказ, воевал под Армавиром и Моздоком.

 

Сергей Фёдорович прошел всю войну и был награждён орденом Отечественной войны II степени.

 

Дебютировал Сергей с ролью коммуниста-подпольщика в фильме «Молодая гвардия» (1948 г.).

 

Большой успех принесла главная роль в картине «Тарас Шевченко» (1951 г.) режиссёра Игоря Савченко. К слову, фильм очень понравился Иосифу Сталину.

 

Однажды Сергея Бондарчука пригласили на Всесоюзное радио озвучить только что опубликованный рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Позднее он получил телеграмму от самого автора: «Вы прочитали лучше, чем я написал».

Этот рассказ сильно повлиял на Сергея Бондарчука, как говорил он сам: «Снять этот фильм для меня стало больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни».

 

В его режиссёрские работы входят такие кинокартины, как:

1959 – «Судьба человека»;

1966 – «Война и мир»;

1975 – «Они сражались за Родину»;

1970 – «Ватерлоо»;

1977 – «Степь»;

1981 – «Красные колокола. Мексика в огне»;

1982 – «Красные колокола. Я видел рождение нового мира»;

1986 – «Борис Годунов».

 

В 1959 году Сергей Бондарчук получил «Главный приз» за «Судьбу человека». В 1969 году – «Оскар» за фильм «Война и мир». Номинации «Золотая пальмовая ветвь» за фильмы «Они сражались за Родину» в 1975 и «Борис Годунов» в 1986 году. А в 1975 году на Каннском фестивале, Сергей Бондарчук получил Специального Серебряного «Святого Георгия» за вклад в мировой кинематограф.

 

Режиссер умер 20 октября 1994 года в Москве из-за тяжелой болезни. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Журналист: Екатерина Халап

Чарли Чаплин (Чарлз Спенсер Чаплин) родился в 1889 году в Лондоне. Это режиссер, актер, узнаваемый по образу Бродяги, легенда немого кино.

Уже в пять лет Чарли Чаплин начал выступать на сцене, чтобы помогать маме зарабатывать на жизнь. После её смерти мальчик работал в парикмахерской, продавал газеты, подрабатывал на заводе стеклянных изделий и пел песни на улице. Там его заметил школьный учитель и пригласил в танцевальный ансамбль «Восемь ланкаширских парней». С этого момента юношу стали воспринимать как талантливого актера.

В 1908-м Чаплин работал в театре Фреда Карно, где быстро стал ведущим артистом. В 1910 году театр начал гастролировать по США. Во время этой поездки Чарли Чаплин решил остаться в Штатах.

В 1914-м он снял свою первую картину «Застигнутый дождем», в которой выступил в качестве режиссера, сценариста и главного героя. К 1918-му году Чаплин стал известным деятелем киноиндустрии.

В 1919-м актер основал собственную студию Unitedartist. Там были созданы такие картины, как: «Золотая лихорадка», «Парижанка», «Малыш», «Огни большого города» (первый звуковой фильм).

В 1940-м году Чаплин снял фильм «Великий диктатор». В нем артист последний раз появился в образе Бродяги. После выхода фильма на Чаплина начинают собирать досье, ведь актер сорок лет жил в США без американского гражданства. В 40-х гонения усилились из-за выхода ленты «Месье Верду», почти не проходивший цензуру. Все начинают преследовать Чаплина, хотя лента получила «Оскар» за лучший сценарий.

В 1952-м Чаплин уехал в Лондон на премьерный показ фильма «Огни рампы», снятого по его повести. Власти США запретили ему вернуться, из-за чего Чаплин был вынужден остановиться в Швейцарии, в городе Веве, куда к нему переехала жена.

В Швейцарии Чаплин продолжил создавать и озвучивать фильмы. В 1954 году он получил Международную премию Мира, а спустя три года снял фильм «Король в Нью-Йорке», где сыграл главную роль.

В 1967-м была снята последняя картина Чарли Чаплина – «Графиня из Гонконга». В 1972-м он поехал в Штаты, и там получил свою вторую статуэтку «Оскар».

Чарли Чаплин умер во сне 25 декабря 1977 года, в Швейцарии.

Фильмы Чарли Чаплина:

1914 — «Прерванный роман Тилли»;

20-е — «Малыш», «Парижанка», «Золотая лихорадка», «Цирк», «Люди искусства»;

30-е — «Огни большого города», «Новые времена»;

40-е — «Великий диктатор», «Месье Верду»;

50-е — «Огни рампы», «Король в Нью-Йорке»;

Конец 60-х — «Графиня из Гонконга».

Журналист: Екатерина Русева

Спецэффекты начали применять в кино примерно с 1895 года. Конечно, в то время они не были такими качественными и разнообразными, как сейчас. Но это ведь только начало.

  1. Покадровая анимация

В 1895 году американец Альфред Кларк снял короткометражный фильм «Казнь Марии Шотландской» (1 мин). Метод покадровой анимации заключался в том, что в момент самой казни все актеры застыли, съемка прервалась, а «Марию Шотландскую» заменили на куклу. После этогозапись возобновилась и голову отсекли уже кукле, а не человеку (как подумали зрители, которые были шокированы увиденным).

 

  1. Комбинированная съемка

Суть эффекта проста: на одну и ту же пленку снимались различные элементы одной сцены. Так в 1896 году вышел первый фильм ужасов «Замок дьявола» (3 мин). В нем Сатана доставал котел из ниоткуда и превращался в летучую мышь. Так вот, сначала на пленку снимали котел, а потом на нее же зловещего Сатану.

 

  1. Макетная съемка

Впервые она была использована в фильме «Железнодорожное столкновение» (1 мин). Два игрушечных поезда (макета) сталкивались и падали с обрыва. Вроде бы просто, но для 1900 года это было прорывным событием.

 

  1. Дорисовка

В 1920-е годы была изобретена новая камера, пленка в которой сидела плотно. Это позволило технике дорисовки выйти на новый уровень. Ранее перед камерой ставилось стекло, на котором были нарисованы недостающие элементы, что было неудобно. Теперь же дорисовку можно было впечатывать прямо в негатив. Так снимались сцены с опасными животными или близнецами.

 

  1. Блуждающая маска

В 1916 году появился первый прототип современного хромакея. Оператор Фрэнк Уильямс начал снимать актеров на фоне черного бархата (на негативе такой фон был прозрачным). Это позволило «накладывать» снятых в павильоне актеров на любой фон. «Барни Олдфилд мчится, спасая жизнь» (13 мин) является первым фильмом, снятым при помощи «блуждающей маски».

 

  1. Рир-проекция

Этот прием намного проще и совершеннее предыдущего. Позади актеров ставился полупрозрачный экран, а за нимпроектор, отображающий заранее отснятый фон. Это облегчало работу актерам: они могли погрузиться в атмосферу сцены. А пост-продакшн был менее трудоемким, так как не надо было редактировать фон.

 

  1. Тонфильм (оптическая запись звука)

В аппаратуре оптической звукозаписи используется равномерное движение пленки, скорость которой совпадает со средней скоростью движения в кинокамере. Этот прием позволил наконец снимать кино со звуком, правда только на съемочной площадке в павильоне. Но это уже был прорыв в сфере кино.

 

  1. Трехпленочный «Техниколор»

Это технология цветопередачи, разработанная компанией Technicolor  в 1930-х годах.Новая камера обеспечивала естественную цветопередачу. В ней одновременно продвигались три негативные кинопленки, чувствительные к разным зонам видимого спектра. Уже в 1939 году на экранах появились два известнейших фильма с применением этой технологии - «Унесенные ветром» и «Волшебник страны Оз».

 

  1. Хромакей

С появлением цвета в фильмах «блуждающая маска» стала бесполезной. Американец Ларри Батлер разработал хромакей и уже в 1940 году вышел фильм «Багдадский вор». Кстати, изначально полотно было синего, желтого, а уже потом зеленого цвета.

 

  1. CGI (ComputerGeneratedImagery)

Сама технология CGI очень сложна, поэтому опустим подробности. В 1976 году вышел фильм «Мир будущего» с трехмерным изображением лица и кисти человека, сделанным на компьютере. А в фильме «Молодой Шерлок Холмс» 1985 года присутствует первый в истории цифровой персонаж.

 

Сейчас же технологии позволяют создавать кино даже без актеров. Кто знает, чего еще достигнет киноиндустрия в ближайшем будущем.

 

Источник фотографии

Журналист: Варвара Морозова

Еще статьи...

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку, чтобы получать уведомления о новой информации
Министерство магии

Наш партнер «Министерство Магии» - Хогвартс в реальной жизни и волшебной сказке. Главная задача иммерсивно-интерактивного пространства (это значит, что вы полностью погружаетесь в другую реальность и взаимодействуете с ней, благодаря профессиональным актерам и антуражу) - научить детей и взрослых не бояться мечтать. Ведь мечты это наша главная мотивация к жизни, а значит вы не только пройдете квесты и посетите лекции об истории магии и полетам на метле. Вы научитесь добиваться своих целей и научите этому детей. Подробнее о шоу.